<< Главная страница

2.4. Проверка правильности и законности открытия и ведения операций по расчетным, текущим счетам, вкладам и депозитам

Расчетные и текущие счета открываются в соответствии с Инструкцией о расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР N 28 от 30 октября 1986 г. (с дополнениями и изменениями, внесенными письмами Госбанка СССР от 11.08.87 г. N 1009; от 26.08.88 г. N 150; от 29.09.89 г. N 235; от 30.05.90 г. N 301 и от 31.08.90 г. N 320).
При этом аудитором проверяется, соблюдены ли правовые основы открытия счетов, и правильно ли оформлено юридическое дело клиента.
Расчетные счета открываются юридическим лицам, действующим на принципах хозяйственного расчета, независимо от форм собственности, а также индивидуальным, семейным предприятиям, арендным коллективам, арендаторам и крестьянским хозяйствам.
Филиалам, представительствам, отделениям и другим обособленным подразделениям предприятий открываются расчетные счета при представлении ходатайства предприятия.
При открытии расчетного счета акционерному обществу главный бухгалтер учреждения банка на подлинном экземпляре устава общества делает отметку об открытии расчетного счета с указанием номера счета, и заверяет гербовой печатью.
Расчетные субсчета открываются по распоряжению учреждения банка в котором ведется основной счет хозяйственной организации, подписанному руководителем и главным бухгалтером учреждения банка и скрепленному оттиском его гербовой печати. Копии распоряжений хранятся в делах по оформлению основных счетов хозяйственной организации.
Структурной единице объединения, состоящей на отдельном балансе, открывается текущий счет, а по ходатайству объединения ей может быть открыт расчетный счет.
В тех случаях, когда структурной единице объединения открыт текущий счет, объединению может быть открыт расчетный субсчет для производства расчетов по месту нахождения этой единицы.
Акционерному обществу могут быть открыты расчетные субсчета по месту нахождения его филиалов (отделений) и представительств. Эти счета открываются по ходатайству акционерного общества.
Учредителям акционерного общества открывается временный расчетный счет для зачисления первоначальных взносов учредителей и лиц, участвующих в подписке на акции.
Для открытия такого счета в учреждение банка представляются заявление учредителей об открытии счета и копия договора учредителей, определяющего порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию акционерного общества.
После государственной регистрации по месту нахождения акционерного общества ему открывается расчетный счет.
Для открытия расчетного счета акционерному обществу в учреждение банка представляются:
заявление об открытии расчетного счета;
документ о государственной регистрации акционерного общества;
нотариально заверенная копия устава акционерного общества и карточка с образцами подписей и оттиска печати, справка из налоговой инспекции и Пенсионного фонда.
Участникам общества с ограниченной ответственностью для зачисления их вкладов до регистрации общества открывается временный расчетный счет.
Для открытия такого счета в учреждение банка представляются заявление участников общества об открытии счета и нотариально заверенные копии учредительного договора и устава.
После государственной регистрации по месту нахождения общества с ограниченной ответственностью ему открывается в учреждении банка расчетный счет.
Для открытия расчетного счета обществу с ограниченной ответственностью в учреждение банка представляются следующие документы:
заявление об открытии расчетного счета;
документа о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью; справки из ГНИ и Пенсионного фонда;
нотариально заверенная копия устава общества с ограниченной ответственностью и карточка с образцами подписей и оттиска печати.
Для открытия расчетного счета производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям в учреждение банка представляются: заявление на открытие счета (ф. 0401025), справка о государственной регистрации, выданная органом, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих юридических лиц по месту нахождения предприятия (или нотариально заверенная копия справки), копия устава, утвержденного общим собранием (конференцией) его трудового коллектива, карточка с образцами подписей и оттиска печати (ф. 0401026), справки из ГНИ и Пенсионного фонда.
Копия устава и карточка с образцами подписей и оттиска печати заверяются нотариально.
 Для открытия счета полному товариществу в учреждение банка представляются: заявление на открытие счета (ф. 0401025), копия учредительного договора и устава, утвержденного в порядке, предусмотренном организацией, заверенные нотариально, справка о регистрации, карточка с образцами подписей и оттиска печати, заверенная нотариально; справки из ГНИ и Пенсионного фонда.
Для открытия счета товариществу на вере в учреждение банка представляются: заявление на открытие счета (ф. 0401025), копия учредительного договора, справки из ГНИ и Пенсионного фонда, а также карточка с образцами подписей (ф. 0401026). Указанные копии документов и карточки с образцами подписей заверяются нотариально или арендодателем.
Для открытия счета арендатору (гражданину или группе граждан) в учреждение банка представляются: заявление на открытие счета (ф. 0401025), копия договора аренды, заверенная арендодателем или нотариально, карточка с образцом его подписи, заверенная арендодателем или нотариально (ф. 0401026).
Заявление на открытие счета и карточка с образцом подписи принимаются банком без печати.
По доверенности арендатора, оформленной нотариально, счетом арендатора могут распоряжаться другие лица.
Крестьянским хозяйствам расчетные счета в банках открываются при представлении членом этого хозяйства, на чье имя оформлен документ на землю, заявления на открытие счета (ф. 0401025), копии документа на право пользования землей (государственного акта на право пользования землей), карточки с образцом подписи (ф. 0401026), подлинность которой должна быть засвидетельствована нотариально.
Владелец счета может предоставить право распоряжения счетом любому члену крестьянского хозяйства. Доверенность на распоряжение счетом должна быть удостоверена нотариально. В этом случае в учреждение банка представляется временная карточка с образцом подписи этого лица, подписанная владельцем счета, с указанием даты, реестрового номера доверенности и срока ее действия. Нотариально эта карточка не заверяется.
Заявление на открытие счета и карточка с образцами подписей могут приниматься банком без печати.
На подлинном экземпляре документа на право пользования землей главным бухгалтером отделения банка делается отметка об открытии расчетного счета, после чего он возвращается крестьянскому хозяйству. Копия указанного документа остается в учреждении банка.
Текущие счета открываются:
филиалам, представительствам, отделениям и другим обособленным подразделениям предприятий, а также филиалам (отделениям) и представительствам кооперативов;
учреждениям и организациям, состоящим на государственном бюджете, руководители которых не являются самостоятельными распорядителями кредитов, или на имя этих руководителей;
общественным организациям.
При открытии текущих счетов религиозным организациям (религиозные центры, духовные управления, зарегистрированные в установленном порядке религиозные общества) в учреждение банка представляются заявление об открытии счета и карточка с образцами подписей и оттиска печати.
Карточки должны быть подписаны: по счету религиозного центра-руководителем центра или его заместителем, по счетам духовных управлений - руководителем управления. Карточки заверяются печатью религиозного центра, духовного управления и в дальнейшем заверении не нуждаются.
При открытии текущих счетов религиозным обществам их исполнительный орган должен представить справку уполномоченного Совета по делам религий по республике, краю, области и о том, что данное религиозное общество и его исполнительный орган зарегистрированы.
По счетам религиозных обществ карточки с образцами подписей подписываются членами выборных органов обществ и заверяются уполномоченным Совета по делам религий по республике, краю, области или же органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц с приложением печати.
При открытии расчетных, текущих счетов учреждения банка осуществляют контроль за соблюдением действующего законодательства при создании, реорганизации и ликвидации предприятий, объединений, организаций и учреждений.
Операции по расчетным, текущим счетам регулируются законодательством и правилами банка и производятся по расчетно-денежным документам установленных форм.
Владелец счета обязан соблюдать законодательство и правила ЦБ РФ, определяющие порядок операций по расчетным, текущим счетам.
Адресом владельца счета считается адрес, который указан в карточке с образцами подписей и оттиска печати.
Об изменениях адреса владелец счета обязан заявить в письменной форме учреждению банка, в котором находится его счет.
Номера, присваемые открытым счетам, зависят от перечисленных видов предприятий и имеют строго установленный номер в плане счетов бухгалтерского баланса.
При проверке оформления открытия расчетных и текущих счетов следует изучить полноту, достоверность и качество представленных клиентом документов.
Для оформления открытия расчетных, текущих счетов в учреждении банка представляются следующие документы;
заявление на открытие счета;
документ о государственной регистрации предприятия по месту нахождения предприятия, кооператива (свидетельство о регистрации);
решение (распоряжение, постановление, приказ) о создании, реорганизации и ликвидации организаций и учреждений того органа, которому предоставлено такое право действующим законодательством;
копия устава и учредительного договора, заверенные нотариально, прошнурованные и пронумерованные;
справки из налоговой инспекции, пенсионного фонда, что юридическое лицо зарегистрировано в этих органах;
карточка с образцами подписей и оттиска печати, заверенные нотариально.
Карточки с образцами подписей и оттиска печати представляют все -акционерные общества, предприятия, объединения, организации и учреждения, а также их нехозрасчетные подразделения, которым открываются счета.
Право первой подписи принадлежит руководителю акционерного общества, предприятия, объединения, организации или учреждения, которому открывается счет, а также должностным лицам, уполномоченным руководителем. Право второй подписи принадлежит главному бухгалтеру и уполномоченным на то им лицам.
Если на предприятии, в объединении, организации или учреждении предусмотрена вместо должности главного бухгалтера должность старшего бухгалтера или должность с иным наименованием (начальник финансового отдела, финансово-бухгалтерского управления и т. п.), владелец счета сообщает об этом письмом учреждению банка, в котором отмечает, что указанные лица пользуются правом второй подписи.
Право первой подписи не может быть предоставлено главному бухгалтеру и другим лицам, имеющим право второй подписи.
Право первой подписи по счету колхоза принадлежит председателю колхоза, который может передоверить распоряжение счетом своему заместителю.
По счетам министерств право первой подписи может быть предоставлено заместителям министра. Право второй подписи принадлежит главному бухгалтеру бухгалтерии.
По счетам акционерных обществ, предприятий, организаций, учреждений и их нехозрасчетных подразделений, в которых не установлено должности главного бухгалтера, право второй подписи может быть предоставлено бухгалтеру, счетоводу или другому счетному работнику. При отсутствии в штате должностей счетных работников руководитель предоставляет право второй подписи другому должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета и составление отчетности. В этом случае в карточке с образцами подписей и оттиска печати делается отметка о том, что в штате отсутствует счетный работник.
По счетам юридических лиц, в штате которых отсутствуют лица, которым может быть предоставлено право второй подписи, в учреждение банка представляется нотариально заверенная карточка с образцом подписи только владельца счета. Такая карточка принимается банком без печати.
При открытии текущего счета на имя руководителя бюджетной организации, у которой в штате нет счетного или другого работника, на которого можно возложить ведение бухгалтерского учета, в карточку с образцами подписей и оттиска печати включается только образец подписи руководителя.
Карточка с образцами подписей и оттиска печати подписывается руководителем и главным бухгалтером акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью, предприятия, объединения, организации или учреждения, которому открывается счет. Если в штате предприятия, объединения, организации или учреждения нет должности главного бухгалтера (другого должностного лица, выполняющего его функции), карточка подписывается только руководителем.
В карточку с образцами подписей и оттиска печати обязательно включается образец оттиска присвоенной предприятиям, объединениям, организациям и учреждениям или их нехозрасчетным подразделениям печати (гербовой или негербовой). Применение печатей, предназначенных для специальных целей, например, "для пакетов", "для пропусков" не допускается.
При временном отсутствии печати у вновь созданной организации, предприятия или учреждения, а также в связи с реорганизацией, изменением наименования или подчиненности, изношенностью или утерей печати руководитель учреждения банка предоставляет владельцу счета необходимый срок для изготовления печати. Одновременно он определяет порядок  оформления  расчетно-денежных  документов  на время отсутствия печати, разрешая, в зависимости от обстоятельств, скреплять документы прежней печатью либо печатью вышестоящей организации, находящейся в том же населенном пункте, либо представлять документы без оттиска печати. В этих случаях руководителем или главным бухгалтером учреждения банка делается соответствующая отметка в карточке с образцами подписей и оттиска печати.
В случае замены или дополнения хотя бы одной подписи по счету представляется новая карточка с образцами подписей на всех лиц, имеющих право первой и второй подписи.
Если в новой карточке, представляемой в случае замены или дополнения подписей, подписи руководителя и главного бухгалтера акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью, предприятия, объединения, организации, учреждения остаются прежние, то дополнительной заверки такой карточки не требуется. Она принимается по разрешительной надписи главного бухгалтера учреждения банка или его заместителя после сверки им подписей руководителя и главного бухгалтера, подписавших карточку, с образцами их подписей на заменяемой карточке. Старая карточка хранится в деле по оформлению счета.
При назначении временно исполняющего обязанности руководителя или главного бухгалтера представляется новая временная карточка только с образцом подписи лица, временно исполняющего обязанности руководителя или главного бухгалтера, заверенная вышестоящей организацией либо нотариально.
При временном предоставлении лицу права первой или второй подписи, а также при временной замене одного из лиц, уполномоченных руководителем или главным бухгалтером соответственно, новая карточка не составляется, а дополнительно представляется кар-
точка только с образцом подписи временно уполномоченного лица с указанием срока ее действия. Эта временная карточка подписывается руководителем и главным бухгалтером, скрепляется оттиском печати и дополнительной заверки не. требует.
В карточках с образцами подписей и оттиска печати указывается номер счета.
Карточки с образцами подписей и оттиском печати хранятся в специальной картотеке у ответственного исполнителя.
Ответственный работник бухгалтерии проверяет правильность оформления и полноту предоставления документов и передает в юридический отдел для проверки законности и достоверности представленных документов.
Счет открывается по разрешительной надписи Председателя Правления или его заместителя и главного бухгалтера банка на заявлении клиента.
За открытие и ведение счета банк взимает опреде-; ленную плату. Клиент заполняет заявление на взнос \ наличными и вносит требуемую сумму в кассу банка. i       Документы, сданные в банк, хранятся в юридическом деле, по оформлении счета - в сейфе в порядке возрастания  номеров  кроме  карточки  с  образцами подписей и оттиска печати, которая хранится в специальной картотеке у операциониста.
Клиенту банка сообщается номер счета и операциониста, с которым будет работать клиент.
Открытый счет и все реквизиты клиента заносятся в журнал регистрации открытых счетов. Обязательными реквизитами журнала являются: номер счета, наименование и адрес клиента, дата открытия счета, примечание. Журнал должен- быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью и должен храниться у главного бухгалтера или его заместителя в сейфе и является документом особой отчетности. Об открытии счета главный бухгалтер учреждения банка на подлинном экземпляре устава делает отметку с указанием номера счета и заверяет его гербовой печатью.
Клиенту выдается справка для налоговой инспекции об открытии расчетного или текущего счета.
Все открытые и отраженные в документах дня и в отчетных балансах банка счета аудитору следует сверить с записями в журнале регистрации и юридическими делами.
Факты незаконного оформления открытия счетов (при отсутствии одного или нескольких обязательных документов), а также открытия нескольких расчетных или текущих счетов одному клиенту, отсутствие замены временного свидетельства о регистрации клиента постоянным относятся к грубым нарушениям банковской деятельности и приводят к аресту и последующему закрытию расчетного счета.
По расчетному счету происходит оплата документов в пределах имеющегося остатка в календарной очередности их поступления при сохранении первоочередных платежей в бюджет, возможно бронирование средств клиента на неотложные нужды в размере 2%. Задача аудитора проверить, не нарушалась ли очередность платежей, при отсутствии средств на счете, не производилась ли оплата платежных документов в обход картотеки N 2 (по платежам в бюджет) по внебалансовому счету 9929 "Документы, не оплаченные в срок".
При переоформлении счета в связи с реорганизацией (слияние, присоединение, разделение и выделение) представляются такие же документы, как и при создании акционерных обществ различного типа, предприятий, объединений, организаций и учреждений.
При изменении наименования, Не вызванном реорганизацией, а также при изменении подчиненности в учреждение банка представляются заявление владельца счета, уведомляющее учреждение банка об изменениях, и копия решения соответствующего органа.
При изменении характера деятельности владельца счета представляется копия нового устава (положения), нотариально заверенного.
Указанные документы должны быть представлены учреждению банка в течение месяца со дня переименования или изменения подчиненности.
При изменении наименования и/или подчиненности владелец счета представляет новую карточку с образцами подписей и оттиска печати, нотариально заверенную.
При ликвидации юридического лица представляются: решение и предписание арбитражного суда о ликвидации акционерных обществ различного типа, предприятия, объединения, организации и учреждения с указанием в нем срока действия и заверенная карточка с образцами подписей и оттиска печати ликвидационной комиссии, а в случае отсутствия такой печати с оттиском печати той организации, которая создала ликвидационную комиссию.
При передаче счета в другое учреждение банка одновременно передаются по описи все документы по оформлению счета.
Расчетные и текущие счета акционерных обществ различного типа, предприятий, объединений, организаций и учреждений закрываются:
а)         по заявлению владельца счета;
б)         при изменении характера деятельности, связанной с утратой хотя бы одного из признаков, предусмотренных в уставе акционерных обществ различного типа и т. д.;
в)         по решению  органа,  создавшего предприятие, объединение, организацию или учреждение; г) при ликвидации записей по счету в течение трех месяцев (для общественных организаций - шести месяцев), за исключением учреждений, состоящих на бюджете, счета которых в этих случаях не закрываются. Учреждение банка обязано за 10 дней письменно предупредить о закрытии счета владельца счета и его вышестоящую организацию. Счета колхозов независимо от остатка средств на счете не могут закрываться без письменного распоряжения правления колхоза. Порядок закрытия бюджетных счетов определяется инструкцией ЦБ РФ по кассовому исполнению государственного бюджета.
Операции по расчетным (текущим) счетам в учреждениях банков могут быть приостановлены по решению государственных налоговых инспекций.
Наиболее характерные ошибки, встречающиеся при оформлении юридических дел клиентов:
неправильное присвоение номеров счетов и определения форм собственности юридического лица;
открытие расчетного счета вместо субрасчетного счета, вместо текущего счета;
наличие в юридическом деле только временного свидетельства о регистрации;
нарушение порядка ведения и хранения юридических дел и журнала регистрации открытых счетов;
отсутствие справок от налоговой инспекции и пенсионного фонда;
неверная форма полученных документов, отсутст- , вие в необходимых случаях их нотариального заверения;
открытие одному клиенту расчетного и текущего счетов;
неуведомление налоговой инспекции об открытых счетах клиентов. Следующим, требующим существенного внимания, вопросом является проверка работы банка по привлечению средств по депозитным и вкладным счетам. От организации этой деятельности во многом зависит ликвидность баланса банка, возможность расширения его активных операций. Однако нередко на этом пути возникают злоупотребления со стороны банка по отношению к клиенту и наоборот.
Проверка депозитных договоров проводится по следующим направлениям:
наличие юридически правильно составленного депозитного договора;
правильность выбранного номера счета;
соответствие сроков зачисления и списания средств по депозитным счетам договорным условиям;
правильность начисления процентов;
направления использования депозитных средств.
Договор должен быть составлен в соответствии с видом депозита: до востребования или срочного вклада с обязательными реквизитами и условиями: наименование и адрес вкладчика юридического или физического лица, сумма и вид вклада, срок вклада, проценты по вкладу, возможность досрочного востребования, особые условия (регулярное пополнение; расходование на определенные цели; использование как гарантии и т. д.). Условия договора должны быть правильно отражены в бухгалтерском учете. Зачисление средств на депозитный вклад: дебет - расчетный счет, кредит - счет 711, 713 или 714 в зависимости от вида юридического или физического лица - вкладчика. Списание средств по окончании срока; дебет - счет 711, 713 или 714, кредит - расчетный счет или счет 031 "Касса". Проценты платятся со счета 970.
Возврат депонированных средств производится банком по письменному распоряжению вкладчика, в течение 1 или более рабочих дней с даты окончания срока действия соглашения в зависимости от условия договора.
Проценты начисляются за весь период депонирования средств с момента поступления денег на счет в банке и выплачиваются одновременно с возвратом депозита или ежеквартально по желанию вкладчика.
Соглашение вступает в силу с момента поступления денег на корреспондентский счет банка.
При досрочном снятии денег вкладчик обязан предупредить банк об этом за 10 или менее дней согласно договору. При этом проценты по вкладу не выплачиваются (или выплачиваются по гарантированной таблице).
Все изменения и дополнения соглашения производятся по согласию сторон в письменной форме.
Возможные злоупотребления при работе с депозитными счетами и счетами по вкладам граждан:
нарушения сроков зачисления поступивших на счет банка средств на депозитный счет вкладчика с целью бесплатного их использования, т. к. срок действия депозитного договора начинается с момента зачисления средств клиента на счет 711, 713 или 714;
зачисление средств на депозитный счет не с расчетного счета клиента, а из поступившей выручки сразу на депозитный вклад, в обход действующей очередности платежей и в результате уклонения от уплаты соответствующих налогов клиентом банка;
неправильно выбранный номер балансового счета;
неуведомление налоговой инспекции об открытых депозитных счетах и вкладах;
при открытии депозитных счетов с правом пользования возникает опасность использования средств клиента, не по назначению; задержка списания средств с депозитного счета на расчетный счет клиента по вине банка с целью их использования в своих интересах;
ошибки при начислении процентов, перечисление суммы процентов не на расчетный счет, а на другие счета;
наличие депозитных счетов у юридического лица при одновременном получении кредита примерно на эту же сумму;
возврат депозита не на расчетный счет, а на другие счета; его направление на погашение ссуды; на оплату различных счетов клиента;
несвоевременное начисление процентов;
нарушение депозитной политики банка при установлении верхней (очень высокой) границы процентной ставки.
Следует различать и уметь классифицировать ошибки как нарушение норм действующих нормативных положений и мошенничество с целью обхода действующего законодательства, - и правильно отражать эти моменты в аудиторском заключении.


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация