2.2. Проверка соблюдения банком обязательных экономических нормативов, установленных Центральным банком

Одним из направлений, аудиторской проверки является оценка соблюдения коммерческим банком экономических нормативов, установленных Центральным банком Российской Федерации. Указанная проверка осуществляется на основе существующего законодательства и указаний о порядке расчета экономических нормативов, разработанных Центральным банком и предусмотренных в Инструкции N 1 . Наличие единых требований, предъявляемых к деятельности банков, позволяет создать экономические условия, обеспечивающие стабильность и устойчивость каждого отдельного банка и банковской системы в целом.
В инструктивных материалах ЦБ РФ содержатся перечень экономических нормативов, методика их расчета и предельные значения каждого показателя. В процессе аудиторской проверки выясняется правильность расчетов установленных показателей, соответствие их фактических уровней предельным значениям; осуществляется анализ причин, вызвавших нарушения нормативных уровней.
По ныне действующей инструкции ЦБ РФ N 1 установлены следующие экономические нормативы деятельности коммерческих банков:
нормативы достаточности капитала;
нормативы ликвидности баланса;
максимальный риск на одного заемщика и предельная граница общей суммы крупных кредитов;
минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в ЦБ РФ. В настоящее время проводится работа по пересмотру круга контролируемых ЦБ РФ экономических нормативов, изменению методики расчета отдельных показателей, уточнению предельных значении устанавливаемых показателей. Однако и в дальнейшем сохранятся основные направления регулирования ЦБ РФ деятельности коммерческих банков, приведенные выше.
Оценка достаточности капитала коммерческого банка производится на основе главного показателя Hi, характеризующего соотношение совокупного капитала банка и активов, взвешенных с учетом риска.
Совокупный капитал банка включает уставный капитал (в сумме зарегистрированного) плюс прочие фонды, плюс прибыль, плюс доходы будущих периодов, плюс текущие доходы, минус текущие расходы, минус использование прибыли, минус дебиторская задолженность, минус приобретенные банком ценные бумаги акционерных обществ и предприятий, минус убытки, минус права участия, приобретенные банком.
Таким образом, объем совокупного капитала зависит от:
величины уставного и других фондов банка;
результатов финансовой деятельности (прибыли, доходов и расходов за истекший и текущий периоды);
объема иммобилизации собственных средств в дебиторской задолженности и приобретения банком права участия, а также от суммы средств, вложенных в ценные бумаги акционерных обществ и предприятий.
Для определения величины совокупного риска активов в соответствии с действующей инструкцией ЦБ РФ N 1 выделяется 6 групп в зависимости от степени риска активных операций.
Оценка коэффициента достаточности капитала конкретного банка аудиторами осуществляется на основе сравнения фактического уровня с нормативным. В России он установлен в размере 0,04 или 4%.
К числу основных замечаний при расчете показателя Hi, установленных аудиторскими проверками, относятся: включение в расчет уставного капитала в сумме величины, представленной к регистрации; занижение дебиторской задолженности за счет остатков средств, отнесенных на счет 902 "Суммы, перечисленные по взаимным расчетам, до выяснения"; невключение в расчет сальдо переоценки валютных ценностей (счет 019); занижение совокупного риска активов вследствие несвоевременного отнесения на счет просроченных ссуд, неоднократно пролонгированных ссуд.
Одновременно в процессе аудиторской проверю! необходимо выявить тенденцию этого показателя в текущем году, для чего проанализировать его ежемесячную динамику с начала года. Важно установить стабильную картину, касающуюся достаточности капитала. Для этого целесообразно провести анализ динамики факторов, влияющих на уровень коэффициента достаточности капитала.
В качестве отрицательных тенденций, выявленных в настоящее время в части формирования показателя достаточности капитала, следует выделить:
наличие значительных сумм доходов будущих периодов, в т. ч. просроченных процентов по ссудам, в составе совокупного капитала банка, что снижает качество капитальной базы банка;
наличие значительных сумм дебиторской задолженности, уменьшающих реальную величину собственного капитала банка;
наличие незначительных сумм резервных фондов, предназначенных для покрытия возможных убытков в условиях высокой рискованности активов;
снижение качества активов банков, выражающихся в увеличении доли активов с высокой степенью риска.
В действующую ныне инструкцию ЦБ РФ N 1 в части оценки достаточности капитала предполагается внести следующие изменения:
1. Существенно изменяется методика определения совокупного капитала.  Его величину предполагается исчислять, как сумму уставного фонда плюс другие фонды банка, плюс доходы текущего периода, плюс прибыль, минус использование прибыли, минус расходы текущего периода и минус собственные акции, выкупленные у акционеров. Сумма доходов будущих периодов, дебиторской задолженности, акций, акционерных обществ и предприятий, приобретенных банком, а также права участия, приобретенные банком, на объем совокупного капитала оказывать влияние не будут.
2. Значительно увеличивается степень рискованности большой группы активов банков:
а)         по остаткам средств на корреспондентских сче тах  в российских банках  предполагается  установить степень риска в размере 50%;
б)         по всем видам срочных ссуд, факторинговым и лизинговым  операциям,  основным  фондам и неко торым другим статьям степень риска повышается до 100%.
Другим направлением проверки аудиторами соблюдения экономических нормативов является оценка ликвидности баланса банка на основе показателей Нз, Нь, Ш и Щ. Указанные показатели характеризуют соотношения между отдельными видами активов и пассивов баланса коммерческого банка.
Показатель Нз определяет зависимость между объемом совокупного капитала и величиной обязательств банка. К обязательствам относят все виды депозитов (остатки на расчетных и текущих счетах, срочные депозиты и вклады физических лиц), задолженность по полученному межбанковскому кредиту, кредиторскую задолженность, а также выданные гарантии. Предельный уровень этого показателя дифференцирован по разным видам банков. Для банков, созданных на базе упраздненных специализированных банков минимально допустимое значение установлено в размере  1:25; для банков, действующих в виде обществ с ограниченной ответственностью либо акционерных обществ закрытого типа - в размере 1:20; по прочим коммерческим .банкам - в размере 1:15.
К числу наиболее распространенных замечаний, касающихся расчета рассматриваемого показателя, относятся: невключение в состав обязательств кредитового остатка средств в расчетах, остатков средств на валютных счетах клиентов, на корреспондентских счетах других банков в данном банке, гарантийных обязательств, выданных банком.
Показатель Нз не предполагается в дальнейшем использовать для оценки ликвидности баланса.
Показатель Не, характеризует долю ликвидных активов в общей сумме активов. К нему относятся те же замечания, что и к предыдущему.
Минимально допустимое значение показателя Ш установлено в размере:
по банкам, созданным на базе упраздненных специализированных банков - не ниже 0,2;
по прочим коммерческим банкам - не ниже 0,5.
Важное значение для оценки ликвидности коммерческих банков имеют показатели Н7 и Hs, характеризующие сопряженность обязательств банка и его активов по суммам и срокам.
Показатель Ш отражает, в какой мере краткосрочным обязательствам (до 1 года) соответствуют краткосрочные активы; показатель На отвечает на этот же вопрос применительно к долгосрочным (свыше 1 года) обязательствам и активам.
Особое внимание аудиторы обращают на соблюдение банками нормативов по максимальному риску на одного заемщика и совокупному риску по "крупным кредитам". Соблюдение указанных нормативов является важным фактором обеспечения надежности коммерческого банка.
Оценка риска банка на одного заемщика осуществляется на основе расчета показателя Н9, характеризующего соотношение между величиной выданного "крупного" кредита одному клиенту и объемом совокупного капитала банка. К "крупным" кредитам относятся ссуды, превышающие 20% капитала банка. При этом, если одному клиенту выдано несколько ссуд, они суммируются. Величина риска по "крупному" кредиту одного заемщика зависит от объема всех выданных ссуд и наличия обеспеченности их залогом имущества, страхованием или гарантией третьих лиц. В этой связи делается следующий расчет: капитал банка определен в сумме 2 млрд. руб. "Крупный" кредит для данного банка составляет (20% от 2 млрд. = 400 млн. руб.).
В результате проведенных расчетов выявлено, что максимальный кредитный риск имеется по предприятию N 3 в размере 400 млн. руб. Отношение згой суммы к капиталу (400 : 2000) составляет 0,2. Максимально допустимое значение показателя Н9 установлено:
 для банков, созданных на базе упраздненных специализированных - в размере 1,0;
по прочим банкам, созданным в период 1990 -1991 гг. - в размере 0,75;
по прочим банкам, созданным в период 1988 -1989 гг. - в размере 0,5.
Поскольку величина риска по "крупному" кредиту уменьшается на сумму обеспечения его залоговым обязательством, страховым полисом или гарантийным письмом, аудитор проверяет реальность такого обеспечения. Для этого по всем "крупным" кредитам необходимо рассмотреть качество обеспечения и правильность его правового оформления. Критерием качества предметов залога является их высокая ликвидность, позволяющая при необходимости превратить соответствующее имущество (товарно-материальные ценности, ценные бумаги, недвижимость) в денежные средства, для погашения ссуды и процентов по ней. По отношению к движимому имуществу, являющемуся предметом залога, важно проверить организацию контроля за их сохранностью.
Обязательным условием эффективности залогового механизма является установление обоснованной цены на предмет залога и величины маржи, как разницы между стоимостью заложенного имущества и величиной выданного кредита, Посредством установления маржи банк страхует себя на случай непредвиденных обстоятельств при реализации заложенного имущества для обеспечения полного возврата выданной ссуды и процентов по ней.
Критерием качества страхового полиса при страховании риска невозврата кредита или гарантийного письма является финансовая устойчивость соответствующей организации, предоставившей банку указанные документы. Поэтому аудиторы проверяют органи- зацию работы банка по оценке качества обеспечения \ возвратности "крупных" ссуд и обоснованность уменьшения риска по ним в связи с наличием разных форм обеспечения.
Проверке подвергается также содержание договоров о залоге, страховых полисов и гарантийных писем на предмет полноты отражения в них соответствующих обязательств сторон.
По "крупным" кредитам аудитор подвергает тщательному рассмотрению порядок разрешения таких ссуд. Решения о выдаче "крупных" кредитов должны приниматься Правлением банка либо кредитного комитета с учетом заключения кредитного отдела.
Кроме определения показателя Н9 по "крупному" кредиту с наибольшим риском, в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ N 1 банки должны определять показатель, характеризующий отношение суммарного остатка задолженности по всем "крупным" кредитам к капиталу банка. Этот показатель не должен быть:
более 15 - по коммерческим банкам, созданным на базе упраздненных специализированных банков;
более 10 - по прочим коммерческим банкам, действующим в виде обществ с ограниченной ответственностью, либо акционерных обществ закрытого типа;
более 8 - по прочим коммерческим банкам, действующим в виде акционерных обществ открытого типа.
Многие банки, как показывают результаты аудиторских проверок, указанное соотношение не соблюдают.
По новому проекту Инструкции N 1 сохраняется показатель Н9, минимально допустимое значение которого устанавливается в размере 0,75; а также отношение суммарного остатка задолженности по всем "крупным" кредитам к капиталу банка, которое не должно быть более 12 для всех типов банков.
 За невыполнение установленных ЦБ РФ экономических нормативов как по действующим, так и по новым правилам, к банкам применяются различные санкции: взыскание штрафов, направление предписаний об устранении нарушений, другие санкции в соответствии с полномочиями ЦБ РФ по надзору.
По проекту Инструкции ЦБ РФ N 1 приведенные выше санкции дополняются увеличением нормы отчисления в фонд обязательных резервов на 0,5% в случае нарушения коммерческим банком каждого из установленных экономических нормативов.